- Главная
- Услуги адвоката для физических лиц
- Досудебные споры
Досудебное решение споров
Множество конфликтных ситуаций можно решить без обращения в суд. Претензионный порядок урегулирования прописан в законе, и в некоторых случаях является обязательным этапом.
При этом, не важно, как именно отреагирует ответчик на вашу претензию, важен факт попытки «мирного» урегулирования. Если достичь согласия не получится, прилагая к исковому заявлению доказательства, что вами были предприняты все шаги по решению вопроса без вмешательства суда, вы значительно повышаете шансы на его удовлетворение.
Процедура досудебного урегулирования споров может носить характер:
- принудительный;
- добровольный.
В случае, когда досудебное урегулирование предусмотрено законом, без документов о том, что такая процедура была проведена или вами были предприняты все возможные шаги, делу просто не будет дан ход.
Обязательная процедура досудебного решения предусмотрена при рассмотрении споров о:
- сервитуте на земельные участки или строения;
- изменении или расторжении договора;
- заключении договоров в обязательном порядке;
- расторжении договора аренды;
- расторжении договора найма и выселении;
- перевозках грузов;
- изменении условий или полном расторжении соглашения об алиментах;
- перевозке пассажиров;
- выплатах по ОСАГО;
- договорах связи;
- продаже туров;
- а также в случаях, когда в договоре такой порядок разрешения споров установлен, как обязательный.
По факту нарушения прав или договоренностей пострадавшая сторона должна отправить нарушителю претензию с подробным изложением сути происшествия, перечислением требований и возможных путей решения конфликта.
Требования к оформлению досудебной претензии
Для составления претензии не существует фиксированной формы, но в ней, в обязательном порядке, должны содержаться следующие данные:
- ФИО адресата (в случае с юрлицами в качестве адресата выступает руководитель организации);
- ФИО и контактные данные обращающейся стороны;
- изложение сути претензии и описание негативных последствий, произошедших в результате невыполнения обязательств виновной стороной;
- требования ущемлённого лица с ссылкой на статьи законодательства и/или пункты договора;
- предложения по урегулированию конфликта;
- сумма денежной компенсации, подтвержденная соответствующими расчётами;
- список документов, подтверждающих обоснованность требований и прилагаемых к претензии;
- дата и роспись с расшифровкой.
Претензию составляют в двух экземплярах, или более - если вам известны несколько адресов нарушителя, целесообразным будет отправить претензию по всем. И один экземпляр сохраняется у составителя для прикрепления к иску в случае, если соглашение не будет достигнуто. Отсылать претензию следует заказным отправлением с уведомлением о вручении, которое также потребуется для обращения в суд.
Сроки, выделяемые на удовлетворение претензии
Время, в течение которого ответчик должен отреагировать на претензию определено федеральными законами для каждого конкретного случая и может составлять от 5 дней до месяца. Если ваш случай отдельно не оговорен в законе, адекватное ожидание ответа по умолчанию ограничивается 30-ю днями. Отсчет этого периода осуществляется с даты получения претензии уполномоченным лицом адресата под расписку с указанием должности и фамилии получателя, либо с даты вручения контрагенту почтового отправления, проставленной на уведомлении о вручении корреспонденции.
При отсутствии ответа по прошествии указанного срока, у вас есть все основания для подачи иска.
Если ответ получен, то в нём должна быть указана сумма, признанная ответчиком, а также даты и номера платежных документов, либо изложены альтернативные предложения по решению конфликта. При отрицательном ответе, указываются мотивы отказа и их обоснование со ссылками на статьи законов. В ситуации частичного признания претензий сторонами спора назначается встреча за столом переговоров.
Если достичь соглашения так и не удалось, начинают готовить пакет документов для подачи в суд.
В тексте искового заявления следует подробно написать о предпринятых попытках удовлетворить свои требования в претензионном порядке, а также приложить письменные доказательства этих действий:
- экземпляр претензии;
- почтовая квитанция о ее отправке;
- бланк с пометкой о вручении в руки ответчику.
Специалисты Центральной коллегии адвокатов Москвы профессионально занимаются вопросами досудебного разрешения споров, готовы оказать вам квалифицированную юридическую помощь в досудебных спорах, а при необходимости – продолжить защиту ваших интересов в суде. Мы всегда открыты для вас и готовы отстаивать ваши права!