Трудовое право для бизнеса

Неважно каким видом бизнеса Вы занимаетесь, неважно в какой отрасли развивается Ваш бизнес и неважно какую правовую форму имеет Ваш бизнес – Вы Работодатель.

Трудовое право с помощью юридических норм регламентирует трудовые отношения при осуществлении практически любого вида труда в зависимости от критерия, положенного в основу его дифференциации.

Это может быть индивидуальный и коллективный труд, производительный и непроизводительный, предпринимательский и общественный и т.п. А распространение норм трудового законодательства на отношения при осуществлении какого-либо вида трудовой деятельности не зависит и от вида работодателя.

Так, согласно ч. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Поэтому юридическая связь бизнеса с трудовым правом налицо, и именно посредством соответствующей трудовой деятельности субъекты хозяйствования функционируют в рамках экономического и правового поля.

Однако трудовая деятельность не всегда регулируется трудовым правом, так как может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров. В их основе лежит принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), суть которого заключается в том, что стороны по своему усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании.

На сегодняшний день нормы права регулирующие отношения между Работодателем и Работником значительно увеличили юридическую и финансовую ответственность Сторон за нарушение таких норм.

Мы предлагаем Вам несколько эффективных и часто необходимых решений для обеспечения безопасности Вашего бизнеса в правовом поле трудового права.

  1. Консультирование клиента по вопросам трудового права, в частности:
  1. Анализ существующего порядка оформления трудовых отношений в компании.

Оценка действующих Локальных нормативных актов и документов кадрового учета, в том числе эффективность действующего трудового договора.

Эффективный трудовой договор – цели, содержание, порядок заключения, изменения и прекращения.

  1. Соблюдение баланса прав и обязанностей между Работодателем и Работником в локальных нормативных актах компании.
  2. Разграничение трудовых договоров и гражданско-правовых договоров. Порядок заключения гражданско-правовых договоров.
  3. Дисциплинарные взыскания. Защита от недобросовестных сотрудников. Основания и порядок применения.
  4. Порядок и проведение оргштатных и оргструктурных изменений в компании - риски и угрозы. Кадровая безопасность.
  5. Частные вопросы расторжения трудового договора с работниками. Судебная практика. Типичные ошибки работодателя.
  6. Консультирование и практика решения сложных ситуаций и трудовых споров с действующими работниками.
  7. Подготовка правовой базы и подготовка к судебному заседанию при трудовом споре.
  8. Консультирование по вопросам организации ОТ и ТБ в компании. Правовые аспекты и последствия.
  1. Проведение кадрового аудита компании. Подготовка к плановой\внеплановой проверке ГИТ и других проверяющих структур.

Кадровый аудит — это эффективный инструмент для оценки организационной структуры компании и ее системы управления персоналом. Такая оценка является независимой и проводится комплексно, что имеет наибольший положительный эффект для бизнеса в целом.

Проверяется соответствие архива и действительных документов по учету кадров нормам законодательства РФ (трудовому, налоговому, гражданскому законодательству и законам) и последним изменениям в нем. Также затрагивается и сама работа кадров, что проверяется путем анализа экономических показателей, таких как:

- ФОТ;

- Бюджет расходов на персонал и административные расходы;

- Порядок начисления заработной платы и расчетов по представительским расходам.

При кадровом аудите производится проверка и анализ всей организационно правовой документации, связанной с кадрами, что позволяет оптимизировать расходы на персонал

по компании в целом

  • Оптимизация ФОТ до 20 % по году
  • Оптимизация расходов на персонал и представительские расходы до 30 % по году
  • Оптимизация административных расходов до 30 % по году

Ситуации, когда кадровый аудит необходим:

  1. При смене сотрудника, отвечающего за ведение кадровой документации.

Это позволит обнаружить и устранить ошибки и недочеты.

  1. При неудовлетворительной работе кадровой службы компании и\или при ее отсутствии продолжительное время.

Часто развивающиеся компании формируют кадровую службу только тогда, когда бизнес стремительно развивается и\или возникли сложные правовые ситуации (трудовой спор, различные претензии Работников).

3. При существенных изменениях в законодательстве — все документы должны соответствовать действующим нормам, и необходимые дополнения и изменения нужно вносить сразу.

4. При смене руководства компании.

Вступая в должность, новый руководитель должен быть уверен в том, что нет никаких нарушений, и работа может продолжаться в том же темпе, в котором и шла.

5. Перед различными проверками со стороны. Это придаст уверенности не только подразделению, но и всей фирме в том, что соблюдается закон по отношению к работникам.

6. Трудоустройство иностранных работников. Оформление документов в этой сфере помимо ГИТ, может заинтересовать еще и УФМС.

  1. Автоматизация кадрового делопроизводства (КДП), административных процессов офиса, системы исполнения поручений и т.д. на базе платформы 1С 8:3.

Автоматизация КДП и других административных процессов офиса это современное и эффективное решение для корректного и оперативного управления внутренними процессами и бюджетом компании.

При такой автоматизации решаются следующие операционные задачи:

  1. Современное, корректное, оперативное формирование и учет документов по учету кадров компании.
  2. Корректное начисление заработной платы любой сложности.
  3. Формирование электронного архива по учету кадров.
  4. Ведение материального персонифицированного учета материальных ценностей компании.
  5. Ведение инвентарного учета материальных ценностей любой сложности.
  6. Автоматизированная система исполнения поручений решает многие организационные и операционные задачи бизнеса любой сложности.
  1. Регламентация бизнес – процессов компании.

Для чего предприятия регламентируют свои бизнес-процессы? Почему это является современным и эффективным решением при стремительно растущем бизнесе?

На сегодняшний день при стремительном росте экономики и постоянно меняющейся политической ситуации, часто, бизнес не успевает сориентироваться под происходящие внешние и внутренние изменения и внутри компании могут формироваться серьезные управленческие и правовые проблемы.

Если бизнес-процессы предприятия не регламентированы, то работа ведется на основе устоявшихся норм и правил, хранящихся в умах сотрудников. Результат достигается, и не важно, хорошо ли, плохо ли. При такой организации работы неизбежны серьезные потери различных видов ресурсов (финансовых, материальных, человеческих, временных).

Даже если документировать такую работу (описать работу, оформить регламент), важно понимать, что регламентация, не сопровождаемая анализом и изменениями существующих процессов, эффекта почти не дает.

Оценка, описание и регламентация существующих и\или внедрение необходимых бизнес-процессов внутри компании – это своевременное и эффективное решение сложных ситуаций и\или разрешение неработающих цепочек принятия решений.

Области регламентации при наличии системы бизнес-процессов

Регламентация бизнес-процессов компании решает следующие задачи:

  1. Описанные и регламентированные бизнес-процессы формализуют существующую модель бизнеса, устраняют дублирование функций работниками и отделами.
  2. Сотрудники, зная, что процессы регламентированы и контролируются, ответственность формализована выполняют свою работу добросовестно.
  3. Количество лишних, ранее осуществляемых действий при тех или иных процессах в среднем сокращается на 40 %.
  4. В регламенты бизнес-процессов закладывается система показателей эффективности.
  5. Формируется полный перечень документации для управления — регламенты, должностные инструкции, положения и политики.
  6. Регламенты процессов представляют собой законную нормативную базу предприятия для материального стимулирования и наказания работников.
  7. Сокращаются неоправданные закупки товаров. Прозрачность и контролируемость закупок обеспечивает своевременное выполнение заявок и экономию оборотных средств за счет снижения уровня закупочных цен, транспортных затрат и тд.
  8. Оптимизируется ФОТ, бюджет расходов на персонал.
  9. Формируется правовое поле принятия управленческих решений.
  10. Структура бизнеса становиться максимально гибкой и адаптируемой для развития новых проектов или других профит центров компании.

5. Разработка эффективных Локальных Нормативных Актов, регулирующих все внутренние процессы компании.

Наличие в компании грамотных, сбалансированных Локальных нормативных актов, которые четко и структурированно соответствуют нормам действующего законодательства, регулирующим соответствующий участок (трудовое право, гражданское право, налоговое право, начисление заработной платы, материальная ответственность, инвентарный учет, бухучет и тд.) позволяет решить многие управленческие задачи, такие как:

  1. Быстро и эффективно решать многие внутренние задачи управления, так как все процессы формализованы и доведены до сотрудников компании под роспись, а значит носят юридическую силу и являются руководством к действию.
  2. Минимизирует риски, связанные с управлением персоналом компании и начислением заработной платы сотрудникам и другими расходами на персонал.
  3. Позволяет эффективно решать вопросы материальной ответственности между Работником и Работодателем.
  4. Защищает Работодателя в 95 % случаев и позволяет в досудебном порядке урегулировать сложные вопросы или трудовые споры между Работником и Работодателем.
  5. Позволяет существенно оптимизировать и снизить расходы на персонал, такие как:

- Оптимизация ФОТ до 20 % по году;

- Оптимизация расходов на персонал и представительские расходы до 30 % по году;

- Оптимизация административных расходов до 30 % по году.

6.Стратегический консалтинг. Разработка модели компетенций для ТОП – менеджеров компании, Совета Директоров.

Необходимыми условиями для эффективного развития современных организаций и акционерных обществ в долгосрочной перспективе являются действенный совет директоров компании и продуманная управленческая система.

Но прежде чем такой исполнительный орган компании будет сформирован мы рекомендуем подготовить правовое поле и провести предварительную оценку кандидатов на такой ответственный пост. Для этого эффективным решением являются:

  1. Оценка компетенций ТОП менеджеров компании, Совета Директоров.
  2. Разработка модели компетенций ключевых ТОП менеджеров компании, Совета Директоров.
  3. Оценка эффективности ТОП менеджеров компании, Совета Директоров.
  4. Разработка индивидуальных программ обучения для ТОП менеджеров компании, Совета Директоров.
  5. Проведение стратегических сессий для ТОП менеджеров компании, Совета Директоров в качестве модератора.
  6. Подготовка эффективных управленческий решений в период реструктуризации\оптимизации бизнеса клиента.
  1. Эффективный проектный офис

Понятие "проектный офис" определено в международном "Своде знаний по управлению проектами" (PMBoK, 5 редакция). Там оно описывается, как некая организационная структура, призванная решать задачи структуризации и упорядочивания всех процессов, связанных с реализацией нового замысла, а также обмениваться методологиями, инструментами и ресурсами.

Мы готовы сформировать и подготовить для Вас эффективный «проектный офис» для Вашего бизнеса с помощью лучших признанных мировых практик и решить следующие задачи:

  1. Создание и внедрение эффективного проектного офиса в рамках компании – заказчика.
  2. Организация проектной деятельности, управление проектами и программами.
  3. Разработка нормативных и методических документов в области развития компетенций участников проектной деятельности и\или руководителей проектов компании.
  4. Разработка модели компетенций участников проектной деятельности и\или руководителей проектов, требований к уровню их квалификации, методики оценки их квалификации, структуры образовательных программ для их подготовки и др.
  5. Разработка и проведение авторских курсов сфере проектного управления на основе лучших мировых и отечественных практик.
  6. Развитие компетенций участников проектной деятельности.
  7. Подготовка проектных команд.
  8. Мотивация проектных команд.
  1. Обучение и развитие персонала .

Эффективный корпоративный университет внутри бизнеса оптимизирует расходы на обучение персонала, а также помогает увеличить прибыльность бизнеса за счет хорошо подготовленного персонала

  • Экономия расходов на обучение персонала до 60 %
  • Современные методы обучения и подготовки персонала – дистанционное обучение
  • Подготовка кадрового резерва
  • Высокая адаптация новых сотрудников

1. Создание корпоративного университета в компании. Дистанционное обучение\тренинги.

2. Формирование и развитие системы управления знаниями в компании.

3. Разработка, реализация стратегии и тактики корпоративного обучения:

- обоснование стратегического видения и описание стратегии обучения, основанной на лучших международных и российских практиках;

- разработка модели компетенций, основанной на ценностях компании и функциях сотрудников.

4. Планирование и разработка содержания обучения:

- определение современных и эффективных источников получения знаний, методов максимального получения умений и навыков при минимальных затратах времени;

- разработка уникальных программ в соответствии с тремя правилами — «своевременно, исчерпывающе, индивидуально» («just in time», «just enough», «just for me»);

- применение в разработке содержания лучших практик тренингов, аккумулированных ведущими зарубежными и российскими вузами и бизнес школами;

- разработка содержания, ориентированного на развитие и повышение производительности компании.

5. Организация оценки компетентности сотрудников компании:

- разработка содержания и процедуры оценки компетентности сотрудников компании (обеспечение объективности, надежности и валидности процедуры);

- создание прозрачной системы оценки компетентности, в основе которой лежать личные и групповые KPI;

- разработка индивидуальной траектории развития сотрудников на основе результатов оценки компетентности.

6. Определение направленности, потребности и сопровождение индивидуального развития, компетенций том-менеджеров компании (лидерство, стратегическое мышление, принятие управленческих решений, персональная эффективность, командное взаимодействие, гибкость и готовность к изменениям и др.).

7. Организация обучения сотрудников компании:

- привлечения ведущих организаторов бизнес обучения и бизнес тренеров ведущих бизнес школ в РФ и за рубежом;

- непосредственное участие в проведении обучающих мероприятий.